Советы спортивного психолога. Тренер или родитель?
Опубликовано: 11.10.2019
Сегодня хотелось бы разобрать с вами важную тему — кто я для своего ребёнка прежде всего: тренер или всё-таки родитель?
В любой деятельности мы играем определенную роль: родителя, друга, сотрудника и так далее. Но кем нам лучше быть для ребёнка в спорте?
Нередко я наблюдаю такую картину: во время тренировок, обычной жизни или соревнований, самые важные взрослые в жизни ребёнка начинают перетягивать на себя тренерское одеяло. А стоит ли так делать?
Представьте, юный спортсмен готовится к своему выступлению, родитель сидит на трибуне, а тренер настраивает и даёт наставления. Тут родитель не выдерживает и начинает делать замечания и исправлять ошибки. И чаще всего будущие чемпионы начинают переключаться с тренера на родителя, так как до определенного возраста родитель является самым значимым и весомым взрослым в жизни ребёнка. В результате таких действий у ребёнка может возникнуть внутриличностный конфликт, так как ему необходимо разрываться между тренером и родителем.
Как же тогда родителю вести себя с пользой для процесса? Самое главное: вы должны постараться оставить попытки «помочь» тренеру как второй тренер.
Безусловно, родитель является помощником тренера, но с другой стороны. Вам необходимо стать опорой для своего чада, оно должно быть уверено, что вы будете поддерживать его во взлётах и падениях. Если ребёнок будет чувствовать веру в него, то он будет готов на большие свершения, несмотря на все препятствия.
Во время подготовки к соревнованиям родители должны помогать поддерживать мотивацию ребёнка. Для этого можно задавать вопросы про тренировочный процесс, с искренним интересом слушать, что он говорит и, предварительно узнав у тренера, отмечать успехи ребёнка, а так же поддерживать тренировочный настрой в случае небольших трудностей во время тренировок.
Во время соревнований старайтесь показывать будущему чемпиону, что вы в него верите, но ни в коем случае не занимайте место тренера. Самыми простыми формами поддержки являются различные кричалки, громкие аплодисменты, плакаты.
По завершении выступлений, покажите ребёнку, что вы им гордитесь, независимо от результата. Подмечайте его успехи, что он сделал лучше, что у него получилось.
Не стоит обсуждать при ребёнке действия тренера, судей и других спортсменов или родителей, ведь он как губка впитывает все эмоции и умозаключения родителей.
Вас не должен волновать результат других детей, так как все дети индивидуальны и у каждого свой путь в спорте.
Именно таким образом выстроенная позиция со стороны родителей поможет сформировать позицию «достижения успеха» у ребёнка. Чувствуя поддержку со стороны близких, он будет готов преодолевать любые препятствия, так как он не один и может рассчитывать на своё окружение.
Об авторе
Марина Заугольникова — мастер спорта России по художественной гимнастике, спортивный психолог, дипломированный специалист (специальность — «психология управления»). Автор блога https://www.instagram.com/psy_zaug/. Живёт в Барнауле.
Источник: Алтайский спорт